Часто задаваемые вопросы экспертам
Процедура внесения в реестры Минпромторга, Минцифры и ЕАЭС вызывает много вопросов из-за своей сложности и массы деталей.
На этой странице мы собираем часто встречающиеся у наших заказчиков вопросы — и отвечаем на них коротко и по существу.
Если вы не нашли ответ на интересующий вас вопрос, отправьте его через форму обратной связи.
Ответ: Акт экспертизы ТПП выдаётся на промышленную продукцию, которая включена в приложение к Постановлению № 719. Сертификат о происхождении товара СТ-1 выдаётся на промышленную продукцию, которая не включена в приложение к Постановлению № 719.
Напомним, что 1 июля 2024 года вступили в силу важные изменения в ПП 719. Одно из них затрагивает Сертификат о происхождении товара формы СТ-1.
Теперь при получении СТ-1 производителю не нужно подавать заявку на рассмотрение экспертами Минпромторга РФ — продукция включается в Реестр российской промышленной продукции без дополнительной проверки министерством сведений, указанных в экспертном заключении ТПП РФ.
Ответ: Это система условных баллов, которые присваиваются продукции и характеризуют степень её локализации при производстве, а значит, и предпочтительность с точки зрения импортозамещения.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Балльная система оценки локализации продукции и Акт о проведении оценки»
Пакет документов, собранный производителем, должен соответствовать требованиям, которые предъявляются к его продукции, на дату оформления Акта оценки.
Если ваша продукция оценивается через балльную систему, то у производителя на дату оформления Акта экспертом должно быть набрано то необходимое количество баллов, которое учитывается в Минпромторге при рассмотрении на дату текущего года.
Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза (реестр ЕАЭС) — каталог продукции, которая соответствует требованиям 105 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020.
При наличии выписки из этого реестра товары могут беспрепятственно участвовать в торгах внутри ЕАЭС.
В реестр программного обеспечения Минцифры России могут включаться только юридические лица. Индивидуальные предприниматели не могут быть заявителями.
Заключение Минпромторга о наличии производства на территории РФ действует 3 года.
Однако для подтверждения требований критериев, прописанных в ПП 719, необходимо ежегодного получать Акт о проведении оценки ТПП.
Мы рекомендуем оптимизировать позиции, выбрав вариант с указанием торговой марки или серии. Подробнее о такой оптимизации мы рассказали в одном из наших кейсов.
Можно. Однако стоит отметить, что пока полностью систему не перенастроили на работу с такой электронной цифровой подписью (ЭЦП) и периодически возникают вопросы, но техподдержка ГИСП их решает.
Принципиальное изменение в ПП 719 заключается в отмене Заключения Минпромторга как вида документа. Достаточно будет реестрового номера — для участия в торгах по 44 и 223 ФЗ или Выписки из реестра — для получения субсидий/льгот от государства. Для внесения продукции, отсутствующей в Приложении к ПП 719, достаточно будет получить Сертификат СТ-1 .
Срок действия реестровой записи аналогичен сроку действия Заключения и составляет 3 года с даты её формирования. Процедуры продления не предусмотрено. О принятом решении об исключении реестровой записи в связи с истечением срока её действия производитель информируется в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Далее формируется новая заявка в личном кабинете государственной информационной системы промышленности.
Необходимость подтверждения возникает для продукции, включённой в Приложение к ПП 719 и имеющей «ступенчатый» уровень локализации. То есть в случае необходимости подтвержения большего количества баллов или выполнения большого количества технологических операций производителю нужно подать заявку в уполномоченную ТПП на получение Акта о проведении оценки.
Согласно Постановлению Правительства 1604 от 21 декабря 2017 года Заявитель в личном кабинете государственной информационной системы промышленности (ГИСП) ежегодно, до 1 апреля, обязан представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию о произведённой и отгруженной продукции, в отношении которой сформирована реестровая запись.
Изменения коснутся продукции, по которой в результате экспертизы Торгово-промышленной палаты выдаётся Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. В этом случае продукция включается в реестр российской промышленной продукции без проверки Минпромторгом РФ полноты и достоверности сведений, указанных в экспертном заключении Торгово-промышленной палаты.
Реестровая запись доступна на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в разделе Реестр российской промышленной продукции. А для радиоэлектронной продукции (РЭП) — в разделе Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Кроме того, реестровая запись отражается в Выписке из реестра. Выписка из реестра российской промышленной продукции формируется в ГИСП в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно в соответствующих названных выше реестрах.
Заключение Минпромторга заменит Выписка из реестра. Для получения госсубсидий Выписки из реестра будет достаточно. В госзакупках (тендерах) уже сейчас используется Реестровая запись, а не Заключение Минпромторга.
Процесс включения продукции в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции останется неизменным на площадке ПП 719.
- Сертификат формы СТ-1
- Сертификат формы СТ-2
- Сертификат формы СТ-3
- Сертификат формы EAV
Если в производстве товара участвовало несколько стран, страна происхождения определяется по последней значительной переработке или обработке, которая привела к созданию нового продукта.
Для избежания ошибок рекомендуется привлекать экспертов и консультантов, использовать проверенные методики расчета и тщательно документировать все этапы производства и стоимость компонентов. Полезными ресурсами могут быть методические пособия ТПП РФ, специализированные программные средства для учета и анализа производственных данных, а также консультации с квалифицированными экспертами.
Если продукция не соответствует требованиям, будет необходим пересмотр производственных процессов, замена некоторых импортных компонентов на отечественные или увеличение доли локализованного производства. Если продукция не соответствует требованиям, будет необходим пересмотр производственных процессов, замена некоторых импортных компонентов на отечественные или увеличение доли локализованного производства. Действительно, для некоторых видов продукции могут действовать особые условия или исключения, предусмотренные законодательством и нормативными актами. Рекомендуем проконсультироваться с экспертами или самостоятельно тщательно изучить нормативные документы в актуальной редакции.
Данные о адвалорной доле и происхождении товара следует обновлять при каждом значительном изменении производственных процессов или состава компонентов, а также при подаче очередных заявок в Минпромторг РФ.
Если в производстве товара участвовало несколько стран, страна происхождения определяется по последней значительной переработке или обработке, которая привела к созданию нового продукта.
Процесс выездной проверки начинается с обращения производителя в региональное отделение ТПП с заявлением о проведении проверки. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- Копии учредительных документов компании.
- Документы, подтверждающие производство продукции на территории РФ.
- Другие документы по запросу специалистов ТПП, необходимые для проведения экспертизы.
Выездная проверка является частью экспертизы соответствия промышленных товаров требованиям ПП 719 со стороны ТПП, проводится она в рамках 44-ФЗ.
Если отвечать кратко, то эксперты обращают внимание на 3 основных раздела заявки:
- соответствие корпоративного состава компании-заявителя требованиям правил (не более 49% иностранного участия);
- наличие подтверждения исключительных прав на ПО;
- соответствие ПО правилам реестра, в том числе отсутствие в ПО запрещённых программных компонентов. При указании компонентов можно не прикладывать лицензии к ним.
Мы рекомендуем их прикреплять для упрощения работы экспертов Минцифры и ускорения сроков рассмотрения заявки.
Подробнее читайте в нашей статье о выездной проверки ТПП
В соответствии с пунктом 17 Правил формирования и ведения Реестра (https://base.garant.ru/71252170/) Минцифры России отказывает в регистрации заявления в случае, если:
- заявление о включении сведений представлено с нарушением требований, установленных Правилами (к примеру, не предоставлен полный комплект документов, некорректно заполнены поля формы заявления и т.д.);
- в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления о включении сведений, уполномоченным органом было принято решение об отказе заявителю во включении сведений на основании представления заявителем в уполномоченный орган подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений или решение об исключении сведений по основанию выявление факта предоставления заявителем в уполномоченный орган и (или) оператору реестра российского программного обеспечения подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений.
Кроме того, одной из причин для отказа в регистрации заявления на регистрацию ПО в реестре Минцифры является отсутствие тестового экземпляра или неправильное предоставление доступа к нему.