Работаем по всей России!

Как производителю беспилотников внести свою продукцию в реестр Минпромторга?

ПРоизводство беспилотников

В предыдущей статье мы писали о мерах Правительства для развития новой отрасли экономики по разработке и производству беспилотных авиационных систем (БАС). Здесь мы расскажем о процедуре внесения беспилотников в Реестр Минпромторга с учётом изменения требований и критериев локализации БАС, а также о сложностях, с которыми может столкнуться производитель беспилотников при внесении продукции в реестр Минпромторга.

 

Вступление

 

На февральском онлайн-совещании Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России с крупнейшими представителями отрасли БАС было объявлено, что с марта 2024 года на торгах гособоронзаказа авиабеспилотники будут реализовываться только при наличии Заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

В этой связи Евгений Ильичев, директор Департамента экспертизы и сертификации ТПП РФ, дал ряд рекомендаций по вопросу подтверждения производства БАС по требованиям постановления 719.

Порядок включения беспилотных авиационных систем в реестр Минпромторга РФ в целом не отличается от любого другого вида промышленной продукции. Он состоит из следующих обязательных этапов:

  1. производитель проходит регистрацию в системе ГИСП Минпромторга России;
  2. заполняет каталог продукции в ГИСП;
  3. оформляет сертификат СТ-1 или Акт экспертизы торгово-промышленной палаты;
  4. Минпромторг включает товар в Реестр и выдаёт производителю Заключение.

Однако в этой процедуре есть свои нюансы с учётом недавно внесённых в ПП 719 требований к беспилотным авиационным системам.

 

Не объединяйте товары в группы

 

Специалисты ТПП рекомендуют при включении продукции в ГИСП загружать каждую модификацию и тип продукции отдельно, избегая объединения продукции в группы. Так производитель сможет избежать проблем на разных этапах внесения БАС в реестр.

 

Определяемся с Актом экспертизы и СТ-1 для беспилотников

 

На этом этапе работает общее для всех промышленных товаров правило: если ваша продукция включена в Приложение к ПП 719, то вам необходимо получить Акт экспертизы ТПП. Если же товара в Приложении нет, тогда от ТПП вам нужен сертификат СТ-1 (согласно Соглашению от 20.11.2009 “О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ”).

На данный момент большинство беспилотных авиационных систем включены в раздел XXVIII “Продукция авиационной промышленности” (введён Постановлением Правительства РФ от 13.12.2023 № 2139) Приложения к ПП 719. Однако на отдельные виды компонентов для беспилотников придется оформлять СТ-1.
С каким сложностями могут столкнуться производители при подаче документов на экспертизу ТПП

Процедуру подачи документов в ТПП можно осуществить двумя способами:

 

1 — традиционный подход, как и в других отраслях

 

Пакет документов формируется согласно Приказу ТПП РФ № 52 “Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации” от 30.05.2018. В нём необходимо предоставить сведения о производственных площадях, сведения об оборудовании, используемом при производстве товара, сведения о персонале, сведения о конструкторской и технологической документации.

В дальнейшем, когда наберётся больше кейсов с регистрацией беспилотников, эксперты ТПП планируют разработать Методические рекомендации по прохождению экспертизы для БАС и разместить их на сайте Торгово-промышленной палаты РФ.

 

2 — зависит от конкретных требований к беспилотникам

 

В ПП 719 обозначены требования к продукции в зависимости от кодов ОКПД 2, по которым могут быть особые условия. Например, требования на наличие прав на конструкторскую документацию (КД) должны подтверждаться лицензией либо договором со сторонней организацией на их разработку.

 

Где можно уточнить эти требования?

 

В Приказе ТПП № 52 есть специальный раздел с перечнем документов, прилагаемых к заявке, о подтверждении прав на КД в зависимости от ОКПД 2 товара. По балльной системе локализации БАС производителю надо подтверждать только те требования, которые необходимы для набора нужного количества баллов.

 

Основные требования по постановлению 719 к документации для БАС

 

Наличие и подтверждение прав на конструкторскую и технологическую документацию.

  • Наличие сервисного центра по ремонту изделий, гарантийное и послепродажное обслуживание беспилотников.
  • Выполнение определённых технологических операций.
  • Выполнение конкретных требований к оборудованию и комплектующим, которые необходимы для набора минимальной суммы баллов.

Требование о разработке ПО на беспилотники пока не действует в полной мере.

 

Комплектующие для беспилотников: какие с ними могут быть сложности?

 

Затруднения при оформлении Заявки в Минпромторг и ТПП могут возникнуть в том случае, если производители закупают комплектующие для беспилотников у третьих лиц и необходимо подтвердить их локализацию.

Вариант 1, наименее трудозатратный: производитель комплектующих может через ГИСП обратиться в Минпромторг для включения в реестр своих компонентов для беспилотников. Тогда он будет действовать по традиционной схеме: если компонент включён в Приложение к ПП 719, то ему выдадут Акт экспертизы, если не включён, то Сертификат СТ-1. И далее ему остаётся отправить заявку в Минпромторг на получение Заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Вариант 2, более трудоемкий: конечному производителю необходимо предоставить комплект документов по БАС, включая и компоненты для них (если ранее они не были включены в Реестр Минпромторга). Производитель конечного продукта обязан включить в комплект своих документов конструкторскую и технологическую документацию на комплектующие. КД на компоненты нужна для определения их состава, в том числе стоимостного, и для определения адвалорной доли.

Для большинства комплектующих правило адвалорной доли гласит, что процентная доля стоимости использованных материалов, происходящих из других государств, не должна превышать 50% цены конечной продукции.

Таким образом, для подтверждения локализации производства беспилотников необходима экспертиза в экспертизе: экспертиза беспилотного летательного аппарата + экспертиза его отдельных компонентов.

 

Можно ли использовать комплектующие, произведенные в странах ЕАЭС, для отечественных БАС?

 

Согласно требованиям ПП 719, производитель беспилотников может быть правообладателем на конструкторскую и технологическую документацию членов ЕАЭС, использовать сервисные центры, находящиеся на территории стран ЕАЭС. Но компоненты, произведённые в странах ЕАЭС, в конечном продукте использовать нельзя.

Таким образом, комплектующие, произведенные, например, в Республике Беларусь, использовать в российском беспилотнике нельзя. Его российское происхождение не будет подтверждено экспертами ТПП, и, значит, БАС не будет включён в реестр Минпромторга РФ.

 

Вывод

 

Наши эксперты полагают, что в ближайшее время будут внесены изменения в постановление 616 или постановление 617 с целью дальнейшей реализации БАС только с наличием выписки из реестра Минпромторга РФ.

Таким образом, в 2024 году, чтобы участвовать в госторгах, претендовать на льготы и субсидии, производители БАС должны иметь заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории Российской Федерации. Для этого следует подготовить комплект документов (требования к которым постоянно меняются), заполнить каталог ГИСП и пройти проверки экспертов ТПП и Минпромторга.

Вы можете самостоятельно пройти данный процесс, либо доверить эту задачу опытным профессионалам компании «Эксперт Плюс». Мы поможем оперативно собрать документы и тем самым подтвердить выполнение требований для включения авиабеспилотников в реестр Минпромторга РФ.

Если у вас есть партнёр — производитель комплектующих для ваших беспилотников, но он не может собрать необходимые документы и тем самым тормозит включение вашей продукции в реестр, приведите к его нам, мы поможем!

Задайте вопрос эксперту