Работаем по всей России! topphoneimg8 (800) 234 10 16  

Автопром ожидает ужесточение требований локализации: что изменится в ПП 719?

Главная » Помощь эксперта » Новости » Автопром ожидает ужесточение требований локализации: что изменится в ПП 719?

Министерство промышленности и торговли РФ планирует усилить требования к локализации автомобильного производства в рамках программы импортозамещения. Одним из ключевых изменений, рассматриваемых в конце марта 2025 года в поправках к Постановлению Правительства № 719, является ужесточение условий начисления баллов за процесс окраски кузовов и кабин автомобилей.

 

Какие изменения ПП 719 предлагают?

 

Сейчас автопроизводители получают 500 баллов за локализацию процесса окраски, что стимулирует их выполнять эту операцию на территории России, а не ввозить уже окрашенные детали. Однако на практике многие компании, даже имея собственные окрасочные мощности, продолжают использовать импортные лакокрасочные материалы (ЛКМ).

Минпромторг предлагает изменить систему начисления баллов: теперь 500 баллов будут присуждаться только в том случае, если окраска выполняется с применением российских ЛКМ. Если же используются зарубежные краски, баллы начисляться не будут.

 

Почему это важно?


По мнению председателя правления Ассоциации «Союзкраска» и директора АО «Русские краски» Валерия Абрамова, которое он высказал в интервью для интернет-издания «Технология машиностроения MASHNEWS», эта мера не только усилит локализацию окраски, но и простимулирует развитие отечественного производства ЛКМ. Он отметил, что иностранные компании, желающие продолжать поставки красок в Россию, будут вынуждены локализовать производство внутри страны.

До 2022 года на российском рынке доминировали европейские ЛКМ, но после ухода западных брендов их место заняли китайские производители. Отечественные предприятия оказались не готовы к резкому увеличению объемов производства, и в результате импорт просто сменился с одного на другой.

«Сегодня этот рынок почти полностью контролируют китайские компании, хотя у российских производителей есть и опыт, и мощности, и компетенции, чтобы закрыть потребности автопрома», — подчеркнул Абрамов в своем интервью MASHNEWS. По его словам, предприятия вроде УАЗа и ГАЗа уже активно используют отечественные ЛКМ, тогда как другие, включая АвтоВАЗ и КАМАЗ, продолжают отдавать предпочтение китайской продукции.

 

Как ужесточения требований повлияет на автопром?

 

В случае принятия инициативы можно ожидать следующих последствий:

  • Рост спроса на российские ЛКМ — отечественные производители получат стимул к модернизации и расширению мощностей.
  • Локализация иностранных брендов — зарубежные компании будут вынуждены открывать производство ЛКМ в России.
  • Снижение зависимости от импорта — использование российских материалов снизит влияние внешних поставщиков.
  • Поддержка национальных производителей — предприятия лакокрасочной отрасли смогут привлекать инвестиции и расширять ассортимент.

 

С какими сложностями столкнется отрасль?


Несмотря на потенциальные преимущества, эксперты считают, что автопроизводители будут неохотно переходить на отечественные краски. Во-первых, они уже наладили сотрудничество с китайскими поставщиками. А во-вторых, всё ещё сохраняется психологический барьер: многие потребители считают иностранные материалы более качественными.

«К сожалению, и в бизнесе, и среди обычных граждан сложилось мнение, что импортная продукция всегда лучше. Часто нам даже не дают возможности предложить альтернативу — потребители не хотят менять проверенные решения», — отметил директор АО «Русские краски» в интервью MASHNEWS.

С аналогичной проблемой сталкиваются и другие российские производители, например, АО «Пигмент» из города Тамбов. По словам генерального директора управляющей компании КРАТА Андрея Утробина в одном из пресс-релизов АО «Пигмент», многие предприятия по-прежнему предпочитают закупать ЛКМ за границей, несмотря на наличие отечественных аналогов.

Эксперты рынка лакокрасочных материалов настаивают на том, что такие предпочтения неслучайны. Одна из причин, по которой некоторые предприятия могут закупать ЛКМ за границей, как пишет портал ЛКП-Эксперт, несмотря на наличие отечественных аналогов, — запрос потребителя на более высокое качество и низкие цены, которые могут предложить иностранные компании. В отдельных сегментах рынка импортные ЛКМ могут иметь преимущество благодаря более продвинутым технологиям. Например, Китай имеет развитые технологии автомобильных ЛКМ на водной основе и в этой нише опережает Россию.

Вполне справедливым выглядят и возражения отечественных автопроизводителей против новых требований, указывающие на то, что российские краски производятся на импортном сырье, что частично нивелирует эффект импортозамещения.

 

Когда изменения вступят в силу?

 

На данный момент инициатива Минпромторга проходит стадию обсуждения. В случае ее одобрения изменения в Постановление № 719 могут вступить в силу уже в ближайшее время. Автопроизводителям следует заранее подготовиться к возможным корректировкам и оценить варианты перехода на отечественные лакокрасочные материалы.

Следите за обновлениями на нашем сайте reestr-719.ru, чтобы быть в курсе всех изменений в законодательстве и новых требований к локализации автопрома.

Задайте вопрос эксперту